Мастерская художественной ковки
заказ по тел.: +7(915)2015670

История художественной обработки металла

В 1696 году он получает от Петра разрешение на постройку чугуноплавильного завода при впадении речки Тулицы в Упу. Там возводит четырёхсотметровую плотину, две высокие домны и две молотовые фабрики, где с помощью «водяных» молотов ковались железные заготовки. На «водяных» приводах работали и металлообрабатывающие станки.
На военные цели требовалось всё больше и больше металла. В 1702 году Пётр передаёт казённый Невьяновский завод Демидову, интересы которого с этого времени сосредоточиваются на Урале. Здесь за исторически короткий срок Демидовыми пущено около двадцати металлургических заводов. Демидовское железо «русский соболь» высоко ценилось в Европе. Примеру Демидова последовали оружейники Иван Данилов, Иван Баташов, Мосоловы, Василий Ливенцев, Красильниковы, которые сначала на тульской земле, а потом и далеко за её пределами построили несколько домен и железоделательных заводов, способствуя развитию отечественной металлургии. Так тульский край становится главным металлургическим центром России.
Кузнечное ремесло и сопровождавшее его железное производство в Туле и округе существовали задолго до того как возникла государственная потребность в металле и вооружении. В конце VI века появляются зачатки оружейного производства. Началом же освоения казённого оружейного дела можно считать 1595 год, когда «самопальные» кузнецы были освобождены от податей, земских повинностей и, согласно царскому указу, обязывалось изготовлять казённое оружие. Тридцать мастеров поселилось на дарованной им земле за рекой Упой, и образовали Кузнецкую казённую слободу, которая на долгое время стала родовым гнездом многих талантливых мастеров. Всем знающим кузнечное дело и желающим разрешалось записываться в оружейники и обосновываться в слободе. И уже в 1640 году там насчитывалось около ста мастеров, а к концу века оружейным делом занимались до 300 человек. К этому времени многие из них обладали высокой техникой и создавали высококачественные изделия.

Начинает внедряться пооперационное производство. Увеличивается выпуск продукции. В начале XVIII века оружейники делали 5–7 тысяч фузей ежегодно. К этому времени производство перешло под начало оружейной палаты.
В 1705 году для упорядочения работы кузнецов, с целью централизации и полного подчинения производства государственному контролю Пётр I распоряжается построить в Туле Оружейный двор с 50 горнами для заварки стволов.
Со временем обработка металла совершенствуется. Начинает широко использоваться штамповка, впервые в России применённая на Тульском оружейном заводе. С появлением в середине XIX века порового молота отковываются более тяжёлые и объёмные изделия.

Техника ручной ковки – пластической обработки раскалённого железа – известна с незапамятных времён, и кузнечное оборудование – горн, мехи, наковальни различных фасонов, молотки и клещи – почти ничего не изменилось и до наших дней. При помощи этого нехитрого оборудования металл расковывался, плющился, сгибался, растягивался, рассекался, сваривался. Вплоть до XVIII века слесарных приёмов в кузнечном деле не применяли.
На территории России из всех промыслов наиболее широко был распространён кузнечный. Каждый город имел по несколько кузниц, а иногда и великое множество их, если под рукой имелись железные руды.
В архитектуре кованые изделия кузнечных дел мастеров встречаются очень часто. В прошлом они были распространены довольно широко, и, прежде всего на церквях, домах знати, промышленников, купцов, и на общественных зданиях. Решётки балконов, ворот и калиток, оконные решётки и ограждения лестниц, ограды и кронштейны были в основном кованными. Лёгкие и достаточно прочные по сравнению с литыми, кованые решётки имели широкое применение ещё и потому, что в силу распространения кузнечного дела, такие архитектурные изделия, как, впрочем, и любые другие предметы и вещи (к примеру, хозяйственно – бытового назначения), можно было изготовить и быстро, и без особого труда.
И русский классицизм, и русский стиль, и русский модерн получили отражение в архитектурных металлических изделиях.
К числу наиболее ранних кованых изделий относятся различные по назначению ручки, засовы, петли, жиковины, которые со временем становились всё разнообразнее по художественным формам, рисункам.

Широко использовалось кованое железо и на всевозможных решётках для окон и полотнах для дверей амбаров и церквей. Кованые светцы, ухваты, кочерги и другие необходимые в быту предметы и вещи в изобилии изготавливались кузнецами не только для нужд горожан и окрестного населения, но и иногда на вывоз за границу.
Двери в дом и ворота на усадьбу, участок человек украшал издревле и во все времена. Особенно украшались ворота в город, в крепость и двери храмов и богатых домов. Функциональное их назначение - прикрыть от недруга и от непогоды - прозаично. Но с развитием художественного начала в человеке неудержимо прорывается желание украсить окружающее, сработанное его руками, и проявить своё художественное "я". И прежде всего это касалось вещей, предметов быта, построек.
То, что сохранилось к нашему времени из архитектурно – утилитарных кованых изделий, относится в основном к XIX веку, но встречаются изделия и XVIII столетия. Из-за частых случаев пожаров менялось не одно поколение деревянных построек, но очень часто металлические детали со сгоревшего дома ещё долго служили человеку в новом строении. Уже изъеденные ржавчиной ручки и запоры, жиковины и петли кузнечной работы на воротах и калитках старинных построек привлекают внимание и необычностью очертаний, и в то же время своей прочностью, и какой – то надёжностью.
Кованые ручки были чаще всего S – образной формы. Реже встречаются ручки – кольца, которые ещё называют билами, так как такой ручкой можно стучать, то есть бить в дверь.
Всего, конечно, осветить невозможно, потому что кузнечные изделия применялись так широко, что, пожалуй, в стародавние времена трудно было отыскать строение, где бы ни приложил руку кузнец. Архитектурные элементы и детали из утилитарных изделий превратились в поистине художественные украшения, где орнамент композиции кованого металла не только не отделим от конструкции, а даже стремится подчинить её себе, включая в себя целиком.
И сама форма решёток или любых других изделий состоит из узора, где ритм орнамента руководит, направляет изгибы железного прута или полосы, заставляя их виться упругими завитками и спиралями.
Но и металл предъявляет свои требования к рисунку: свойства его, как материала, диктуют свои условия. И их ковалю необходимо хорошо знать. Только тогда и можно добиться подлинного успеха, когда в изделии найдут воплощение и красота, и прочность, и соответствие своему назначению. К этому и стремились мастера кузнечного ремесла.

Этот вид обработки металла осуществляется с помощью различных формовочных приспособлений, где из расплавленной жидкой металлической массы получают необходимое изделие.
Существуют различные способы отливки вещей и предметов разных размеров. Из них наиболее распространены отливка в земляные формы, по выплавляемым моделям, в оболочковые формы, в металлические формы под давлением.
При первом способе по модели, которая может быть из гипса, дерева, пластмассы или металла, из формовочной смеси готовят литейную форму, которую и заполняют жидким металлом. При этом сама форма при извлечении отливки разрушается, она используется только один раз. От свойств формовочной земли – смеси песка и глины – зависит качество отливки. Земляные формы готовят в специальных ящиках и опоках.
При втором способе модель, изготовленная из смеси парафина и стеарина (в прошлом применяли воск), в жидком виде удаляется из формы, после чего образовавшиеся пустоты заполняются расплавленным металлом.
При третьем оболочковые формы приготовляют из кварцевого песка и пульвербакелита при температуре 350*, а после отливки разрушают.
Четвёртый способ, при литье в металлические формы, даёт очень чистую поверхность отливки. И, несмотря на значительную трудоёмкость изготовления формы – кокиля – он оказывается предпочтительней при массовом производстве. При работе с легкоплавкими сплавами способ литья в кокили под давлением широко распространён. Он обеспечивает высокую точность отливаемой детали и минимально тонкие её стенки.

Литьё известно издревле. Поделки из серебра, бронзы и золота отливались задолго до появления железа и ковки из него.
На Руси художественное литьё из цветных металлов получило развитие в VI – VIII веках, а литьё из чугуна – только в первой половине XV века. В это время появились чугунные пушки, украшенные орнаментом и надписями, изображениями животных.
Но более широкое развитие художественное литьё из чугуна получило, начиная с конца XVII столетия, когда стали широко использоваться рельефные плиты на полах церквей и соборов, орнаментальные двери, надгробные плиты. К этому периоду, например, относятся и плиты в полу трапезной Благовещенской церкви близ Тульского кремля. Есть предположение, что эти плиты первоначально находились в полу Успенского кремлёвского собора.

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все


Возврат к списку